Вселенная: Самые необычные космические объекты

Вселенная. Много ли мы знаем о ее тайнах? Сегодня наш рассказ о самых необычных и загадочных космических объектах. От адской экзопланеты до самой известной черной дыры.

Еще на заре своего существования человек всегда смотрел в небо, иногда с восторгом, иногда с осторожностью, наблюдая, казалось бы, бесконечную россыпь сияющих точек. Тайна, восторг, страх, смирение, поклонение звездам — ​​это лишь часть широкого спектра эмоций, которые у нас вызывает Вселенная. Этот необъятный простор, в котором наша голубая планета является лишь крошечной песчинкой, скрывает необычные и захватывающие явления и объекты, иногда непонятные, иногда пугающие.

Уникальные звезды, планеты, кометы, галактики… Возможно, желание заглянуть в тайны Вселенной поможет найти ответ на вопрос относительно самого существования нашей цивилизации, а изучение этих космических объектов даст объяснение многим загадочным явлениям на нашей планете. Наука ищет ответы на вопрос о том, как образовались эти уникальные космические объекты во Вселенной, но уровень наших знаний все еще недостаточен, чтобы раскрыть все их тайны.

Вселенная: Самые необычные космические объектыХотя теоретически мы уже знаем достаточно много. Знаем, что у Вселенной было начало, хотя доказательства (открытие микроволнового фонового излучения, также известного как реликтовое излучение) были получены сравнительно недавно. Мы знаем, как образуются звезды, понимаем примерно процесс формирования планет, можем отличить комету от астероида, но достаточно ли этого? Ежегодно ученые открывают явления и объекты, природу которых мы не можем полностью объяснить. Космос не любит делиться тайнами. И это только начало, ведь, очевидно, есть еще много вещей, о которых мы даже не догадываемся. В этой статье представляем вам обзор самых интересных космических объектов и явлений, которые сейчас известны нашей науке. Возможно, вы знали, читали о них, но мы уверены, что вам будет интересно узнать еще больше подробностей об этих загадочных и необычных объектах Вселенной, поэтому приглашаем вас ознакомиться с нашим обзором.

Читайте также: Космос в вашем компьютере. 5 лучших программ по астрономии

7968 Эльст-Писарро

Тип объекта: астероид главного пояса

Вселенная: Самые необычные космические объекты

Начнем с чего-то не очень впечатляющего, но очень загадочного. 7968 Эльст-Писарро — это объект, который еще называют астероидом главного пояса, расположен достаточно близко к нам, поскольку находится именно в нашей Солнечной системе. Мы знаем, что в нашей системе, кроме Солнца и планет, есть также астероиды и кометы. Первые расположены ближе, как правило, они каменистые или каменисто-металлические, тогда как кометы — это объекты, которые приходят с окраин нашей системы и обычно сформированы из льда, поэтому они оставляют характерный «хвост» при прохождении мимо нашей дневной звезды. Эльст-Писарро является необычным объектом, который демонстрирует характеристики как астероида (орбита, положение, скорость), так и кометы. Орбита этого объекта лежит в поясе астероидов между Марсом и Юпитером, но в отличие от других астероидов, он при прохождении перигелия оставляет «хвост», характерный для комет. Этот космический объект является доказательством того, что даже в нашем непосредственном окружении космос может удивить. Эльст-Писарро был обнаружен на снимках в 1979 году, а раскрыл свою природу лишь в конце прошлого века. Сейчас известны еще несколько столь же необычных небесных тел в нашей солнечной системе.

Экзопланета COROT-7b

Тип объекта: экзопланета

Вселенная: Самые необычные космические объекты

Экзопланета COROT-7b — одна из наименьших известных нам внесолнечных планет. По оценкам ученых, радиус ее примерно в 1,5 раза превышает радиус Земли. Однако, она не является кандидатом на «вторую Землю». Эта планета вращается очень близко к своей родительской звезде COROT-7, которая расположена на расстоянии 489 световых лет от Земли. Что особенного в этой планете? Чем интересен этот космический объект? Ну, если Ад существует, тогда COROT-7b выглядит как его идеальное отражение. Орбита этой планеты настолько близка к звезде, что год на COROT-7b длится всего… 20 часов. Температура поверхности этой экзопланеты настолько высока, что ее моря и океаны могли бы быть заполнены расплавленным железом. Безусловно, это слишком жарко для наличия воды или любой формы жизни, о которых мы знаем. Даже самая горячая планета в нашей системе — Венера, значительно уступает COROT-7b по этому параметру. Но этот космический объект выглядит очень привлекательно для науки и, возможно, даст нам ответы на вопрос о поверхности нашего Солнца.

GQ Lupi b

Тип объекта: скорее всего планета

Вселенная: Самые необычные космические объекты

Какая планета самая большая в нашей Солнечной системе? Каждый любитель астрономии знает ответ на этот вопрос — Юпитер, конечно. Однако этот газовый гигант, который сегодня считается одним из очень важных факторов, способствующих развитию жизни на нашей планете (действует как гравитационная «метла», очищающая пространство от объектов, которые могут столкнуться с Землей), оказывается довольно маленьким по сравнению с планетой GQ Lupi b. Она настолько огромна, что ведутся споры относительно того, это планета вообще, или коричневый карлик. Этот странный космический объект был обнаружен в апреле 2005 года. Он обращается вокруг звезды GQ Lupi, которая находится на расстоянии 495 световых лет от нашей Земли. Точные оценки массы и размера GQ Lupi b достаточно противоречивы, поскольку данные варьируются в зависимости от метода наблюдения. Однако одно не вызывает сомнений — это настоящий великан, которого трудно даже представить простому человеку. Ее масса может составлять до 36 масс Юпитера, а радиус примерно в 1,8 раза превышает радиус самой большой планеты в нашей системе. Температура поверхности этой планеты также адская и составляет около 2650°К, но этого недостаточно, чтобы GQ Lupi b была маленькой звездой. Поэтому, скорее всего, она является планетой, вращающейся вокруг гигантской звезды GQ Lupi.

Tabbys Star, также известная как звезда Бояджян (KIC 8462852)

Тип объекта: звезда

Вселенная: Самые необычные космические объекты

На первый взгляд кажется, что это обычная звезда основной последовательности типа F, то есть желто-белый карлик. Она находится в созвездии Лебедя и имеет массу, которая составляет около 1,4 массы нашего Солнца, то есть не слишком большую, как для звезды. Однако Tabbys Star значительно отличается от нашей дневной звезды. Это отличие — необычные, регулярные и, главное, значительные снижения яркости этого объекта, которые можно наблюдать в телескоп. Интересно то, что падение яркости настолько велико (до 20%), что планета, или другой известный объект нашей солнечной системы был бы просто невидимым, как бы выключенным. Как будто кто-то включает и выключает эту звезду, как мы лампу накаливания в комнате. Возможно, это мегаструктура чужой цивилизации? Некоторые ученые даже склонялись к такой крайней гипотезе, что лишь подтверждает уникальность этого объекта. В конце концов, был сделан вывод, что периодические спады яркости были вызваны облаком вещества, которое циклически закрывает свет от Tabbys Star. Но этот объект очень интересен для ученых и исследователей.

Stephenson 2-18

Тип объекта: красная сверхгигантская звезда

Вселенная: Самые необычные космические объекты

Примерно за 20 000 световых лет от нашего Солнца лежит звездное скопление Stephenson 2 (Стивенсон 2), которое было обнаружено американским астрономом Чарльзом Брюсом Стивенсоном в 1990 году на основе данных, полученных в результате глубокой инфракрасной термографии. Это скопление содержит очень интересную сверхгигантскую красную звезду Стивенсон 2-18, которая в настоящее время является самой крупной из известных звезд в нашей галактике. Ее масса оценивается в 40 000 масс Солнца, а радиус в 2150 раз превышает радиус нашей дневной звезды. Настоящий гигант даже среди супергигантов. Если бы эта звезда находилась в нашей Солнечной системе, то ее поверхность почти поглотила бы всю орбиту Сатурна. Stephenson 2-18 показывает черты и свойства чрезвычайно светлого и очень красного сверхгиганта с поздним спектральным типом М6, что является необычным для сверхгигантской звезды.

Читайте также: Наиболее важные и интересные космические миссии в 2021 году

Галактика IC 1101

Тип объекта: галактика

Вселенная: Самые необычные космические объекты

Галактики чрезвычайно, немыслимо большие. Они практически неизвестны, не изучены даже нашими учеными. Наш Млечный Путь имеет диаметр примерно 100 000 — 120 000 световых лет, это даже невозможно представить. Но на расстоянии 1,07 миллиарда световых лет от Земли известный астроном Уильям Гершель в 1790 году заметил космический объект, который он посчитал новой сверхгигантской звездой. Он назвал ее довольно странно IC 1101. Но ученый ошибся, потому что это гигантская эллиптическая (на самом деле линзовидная) галактика, диаметр которой превышает 4 миллиона световых лет, то есть в 40 раз больше размеров нашего Млечного Пути. Пока мы не знаем большего объекта такого типа, но космос все еще скрывает много сюрпризов, и вполне возможно, мы найдем еще большие галактики.

Hoags Object (Об’єкт Хога)

Тип объекта: галактика

Вселенная: Самые необычные космические объекты

Мы различаем много типов галактик, есть спиральные галактики (как наш Млечный Путь), есть эллиптические (как гигант IC 1101, о котором мы упоминали выше), но Объект Хога (Hoags Object) уникален. Это кольцевидная галактика, которая имеет странную форму. Да, мы знаем подобные структуры, но их форма возникла в результате столкновения галактик. В этом случае такой ситуации нет, или столкновение произошло настолько давно, что мы уже не в состоянии увидеть его следы. Эта уникальная кольцевая галактика по диаметру похожа на наш собственный Млечный Путь (около 120 000 световых лет), но имеет удивительную форму. Отличительное желтое «ядро» — это созвездие старых звезд, тогда как кольцо — область, заполненная молодыми звездами, где постоянно образуются новые. То есть, галактика все время меняется, одни звезды угасают, а новые рождаются, но форма галактики остается неизменной. Ученые с большим интересом наблюдают за Объектом Хога (Hoags Object), так как процесс образования и исчезновения звезд может раскрыть многие тайны, которые скрывает Вселенная.

Red Rectangle Nebula (Туманность Красный Прямоугольник)

Вселенная: Самые необычные космические объекты

Мы привыкли, что космические объекты бывают сферическими (звезды, планеты), эллиптическими, спиральными (галактики) или неправильными (туманности, облака вещества и т.д.). Между тем туманность Красный прямоугольник по сравнению со многими другими выглядит действительно особенной. Она располагается в созвездии Единорога, которое находится на расстоянии около 2300 световых лет от нас. Самое интересное, что туманность выглядит настолько удивительно, что ее форма вызывает ассоциации с какой-то загадочной внеземной цивилизацией. Однако, несмотря на ее удивительную форму, делаются попытки объяснить образование этой туманности на основе науки и известных нам процессов образования звезд, тем не менее, ученые все еще не уверены, что хорошо понимают природу такой необычной формы туманности. Изучение Red Rectangle Nebula (Туманность Красный Прямоугольник) продолжаются до сих пор. Результаты этих исследований могут быть важными для познания окружающей Вселенной.

Туманность NGC 604

Вселенная: Самые необычные космические объекты

Открытая Уильямом Гершелем в 1784 году, туманность NGC 604 лежит в созвездии Треугольника в галактике Мессье 33 (галактика Треугольник). Это один из самых известных объектов такого типа во Вселенной. NGC 604 похожа на знакомые нам зоны рождения звезд в нашей галактике Млечный Путь, такие как туманность Орион, но она значительно больше по размеру и содержит много недавно сформированных звезд.

Эта туманность действительно огромная, так как содержит более 200 блестящих голубых звезд, светящихся в огромном облаке межзвездного ионизированного газа. Она шириной около 1300 световых лет, что почти в 100 раз превышает туманность Орион. К тому же, туманность Орион содержит всего четыре яркие центральные звезды. Яркие звезды в туманности NGC 604 чрезвычайно молодые по астрономическим меркам, потому что образовались лишь 3 миллиона лет назад.

Большинство самых ярких и горячих звезд образуют скопления, расположенные вблизи центра туманности. Массивные звезды в NGC 604 превышают массу нашего Солнца в 120 раз, а температура их поверхности нагревается до 72 000 градусов по Фаренгейту (40 000° Кельвина). Ультрафиолетовое излучение извергается из этих горячих звезд, делая окружающий туманный газ флуоресцентным.